Сегодня «АвтоВАЗ» отмечает юбилей. Ровно 45 лет назад с конвейера сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, который в народе прозвали «копейкой». В Тольятти по этому случаю устроили настоящий праздник. Заглянуть за кулисы завода, посетить бесплатную экскурсию и стать зрителем автопробега сегодня сможет стать любой желающий.

http://s017.radikal.ru/i441/1504/fa/e644617836d4.jpg

Все КПП нараспашку, на «АвтоВАЗе» проходит день открытых дверей. Охрана шутит, что войти легче, чем выйти. Свои 45 «копеек» в праздник добавляют фанаты и коллекционеры. Они ударили автопробегом по исторической дате. Впрочем, четырехколесная «копейка» рубль не бережет. Цена раритетных авто в отличном состоянии колеблется от 300 тысяч до полутора миллионов. Все-таки классика авто жанра.

Станислав поясняет, что за это можно все отдать. Застывший крабик в ручке передач, твид и пронзительные мелодии прошлых лет.

Станислав Березий, любитель ретроавтомобилей, сотрудник ОАО «АвтоВАЗз»: «Хрома здесь больше, чем в современном премиум-классе».

Он рискнул выгулять свою «двоечку» на скоростном кольце полигона. Несмотря на возраст любимой (машина разменяла четвертый десяток) и договоренности, эмоции берут свое, скоро стрелка спидометра приблизилась к 120.

Под конец классика напористо расталкивает другие авто на треке. Век нынешний и век минувший. Ветераны рассказывают, как испытывали первых неадаптированных к России «итальянцев». Говоря современным языком, нежные южные Fiat убивали, чтобы получить надежный советский автомобиль. Чего стоит 6-дневный зимний тест при 40-градусном морозе. В итоге, получилась легенда на долгие десятилетия.

Сейчас наследницей народной «копейки» на заводе считают «Гранту». Она — рекордсменка продаж. Это серийный вариант с новой коробкой-роботом, совместная разработка с немцами. У половины именитых конкурентов не вышло. Тольяттинцы уверяют, что у них получилось.

Тогда выпуск копейки приурочили к годовщине со дня рождения вождя пролетариата. Мероприятие государственной важности. Белое авто собирали в четыре часа ночи Спустя 45 лет на главном конвейере вместо генплана и графика соцсоревнований — мудреные японские принципы кайдзен, с утра в цехах слышна английская речь.

Как передает корреспондент НТВ Сергей Савин, через полгода завод поставит на конвейер очередную новинку — «Весту», а спустя еще пару месяцев начнет выпускать свой первый кроссовер. На предприятии рассчитывают, что смогут повторить счастливую «копеечную» судьбу вазовского первенца, выпуск которого совсем немного не дотянул до 5 миллионов штук.